Новость: ОВЗ

ОВЗ

Актуальность исследования. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. Семейная ситуация оказывает взаимообусловленное влияние как на родителей, так и на детей и иных членов семьи, совместно проживающих.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии. Данные статистического анализа говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние тридцать лет увеличилось в 13 раз. Данное увеличение связанно, прежде всего, с современными условиями: экологическими, социальными и психологическими. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. Сопровождение позволяет повысить качество жизни ребенка с нарушением здоровья, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей [4, 24, 51].

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, по Султангараевой Е.Р., определяется как сложная технология работы психолога, направленная на поддержку и помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, реабилитации и личностном росте [21].

4 В отечественной психолого-педагогической науке дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для эффективного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Жданова М.А., Казакова Е.И., Коробейников И.А., Лопатина Л.В., Назарова Н.М., Богданова Т.Г. и другие).

В период дошкольного детства у ребенка активно развивается самооценка, самосознание, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, а также нравственные способности, что является фундаментом для интеграции дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников. Важно отметить, направленность государственной политики на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Ряд нормативных документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие) определяют необходимость организации доступности и качества дошкольного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена необходимость и важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования [14, 27, 41].

В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение ресурстности семьи и другому.

5 В процессе анализа научных исследований и практической деятельности дошкольных учреждений были выявлены следующие противоречия: - противоречие между направленностью государственной политики на профилактику семейного неблагополучия при создании условий для сохранения функциональности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и увеличением числа детейинвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при сохранении в семьях дисфункциональных нарушений и трудностей с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья; - противоречие между наличием потребности общества в профилактике семейного неблагополучия и недостаточной научной разработанностью в данной области; - противоречие между наличием тенденции к разработке различного рода программ и моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, и недостаточностью разработанностью организационно-методических условий реализации психологопедагогической работы; - противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области.

Проблема исследования заключается в разработке и реализации модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – разработка и апробация модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 6 Объект исследования – семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования – сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет успешным при условии разработки и реализации модели сопровождения семьи на основе формирования осознанного родительства, эмоционального принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации ресурсных возможностей родителей, повышение уровня их психолого-педагогической компетенции.

По вопросам можно обратиться в ГКУ УСЗН по Мазановскому району - отдел социальной помощи семье и детям по адресу: Адрес: 676350, Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, 13, каб.8 тел.: (41644) 21-9-67

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Операция «Условник»

Информация

Подробнее

Новость от 14 февраля 2025 года

Оздоровление 2025

Информация

Подробнее

Объявление от 27 января 2025 года

Звонок от сотрудника правоохранительных органов

Звонок от сотрудника правоохранительных органов

Подробнее

Видеоновость от 30 октября 2024 года

Удовлетворенность граждан качеством условий оказания услуг при взаимодействии с органами социальной защиты

Уважаемый участник опроса! Данный опрос проводится с целью оценки удовлетворенности граждан качеством условий оказания услуг при взаимодействии с органами социальной защиты. Просим Вас уделить время для заполнения анкеты. Заранее благодарим Вас за оказанную помощь.

Пройти опрос

Сайт Президента Российской Федерации
Сайт Правительства Российской Федерации
Сайт Государственной Думы Российской Федерации
Сайт Гос.Закупок
Сайт Гос.Торгов
Сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://kremlin.ru
перейти
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://government.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://mvd.ru
перейти
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОС.УСЛУГИ
https://gosuslugi.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://mchs.gov.ru
перейти
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://council.gov.ru
перейти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://www.duma.gov.ru
перейти
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://ksrf.ru
перейти
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
https://programs.gov.ru
перейти
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
https://budget.gov.ru
перейти