Актуальность исследования. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. Семейная ситуация оказывает взаимообусловленное влияние как на родителей, так и на детей и иных членов семьи, совместно проживающих.
Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии. Данные статистического анализа говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние тридцать лет увеличилось в 13 раз. Данное увеличение связанно, прежде всего, с современными условиями: экологическими, социальными и психологическими. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. Сопровождение позволяет повысить качество жизни ребенка с нарушением здоровья, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей [4, 24, 51].
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, по Султангараевой Е.Р., определяется как сложная технология работы психолога, направленная на поддержку и помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, реабилитации и личностном росте [21].
4 В отечественной психолого-педагогической науке дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для эффективного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Жданова М.А., Казакова Е.И., Коробейников И.А., Лопатина Л.В., Назарова Н.М., Богданова Т.Г. и другие).
В период дошкольного детства у ребенка активно развивается самооценка, самосознание, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, а также нравственные способности, что является фундаментом для интеграции дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников. Важно отметить, направленность государственной политики на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Ряд нормативных документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие) определяют необходимость организации доступности и качества дошкольного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена необходимость и важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования [14, 27, 41].
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение ресурстности семьи и другому.
5 В процессе анализа научных исследований и практической деятельности дошкольных учреждений были выявлены следующие противоречия: - противоречие между направленностью государственной политики на профилактику семейного неблагополучия при создании условий для сохранения функциональности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и увеличением числа детейинвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, при сохранении в семьях дисфункциональных нарушений и трудностей с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья; - противоречие между наличием потребности общества в профилактике семейного неблагополучия и недостаточной научной разработанностью в данной области; - противоречие между наличием тенденции к разработке различного рода программ и моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, и недостаточностью разработанностью организационно-методических условий реализации психологопедагогической работы; - противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области.
Проблема исследования заключается в разработке и реализации модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – разработка и апробация модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
6 Объект исследования – семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет успешным при условии разработки и реализации модели сопровождения семьи на основе формирования осознанного родительства, эмоционального принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации ресурсных возможностей родителей, повышение уровня их психолого-педагогической компетенции.
По вопросам можно обратиться в ГКУ УСЗН по Мазановскому району - отдел социальной помощи семье и детям по адресу: Адрес: 676350, Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, 13, каб.8 тел.: (41644) 21-9-67
Звонок от сотрудника правоохранительных органов
Звонок от сотрудника правоохранительных органов
Видеоновость от 30 октября 2024 года
Удовлетворенность граждан качеством условий оказания услуг при взаимодействии с органами социальной защиты
Уважаемый участник опроса! Данный опрос проводится с целью оценки удовлетворенности граждан качеством условий оказания услуг при взаимодействии с органами социальной защиты. Просим Вас уделить время для заполнения анкеты. Заранее благодарим Вас за оказанную помощь.